?

Log in

No account? Create an account
entries Други Календарь Инфо пользователя Сборище моих мыслей Предыдущая Предыдущая Следующая Следующая
Не шипы на меня - Живу вне Журнала — LiveJournal
minimagz
minimagz
Не шипы на меня

Выбор между шипованной и нешипованной резиной сродни вопросу “быть или не быть”. Мир давно уже разделился на два антагонистических друг другу лагеря и с пеной у рта и других частей тела доказывают всем, что их выбор лучше. Но для того, чтобы сделать правильный выбор нужно знать не только плюсы и минусы каждой, но еще и понимать, в каких ситуациях эти плюсы и минусы проявляются. Тогда выбор будет более осознанный, а значит, более правильный. Так давайте взглянем на выбор резины именно в этом аспекте.

Статья написана для сайта 60.by, поэтому можно читать и комментировать ее там, а можно здесь под катом.

Шипованная резина за счет шипа хорошо цепляется за лед.

Однако и нешипованная резина за счет жестких краев на шашках протектора и ламелей не пасует на льду. Конечно, на нешиповке нужно аккуратнее работать газом и тормозом, скорость выполнения маневров снижается, эффективность торможения юзом значительно ниже. Однако, участки чистого льда на дорогах общего пользования встречаются не так уж и часто. Они образовываются, в основном, на открытых, обдуваемых ветрами местах, например на вершинах мостов, на участках трасс, вдоль которых нет защитной лесополосы. Также, вероятными местами образования наледи являются отрезки дороги, где скапливается вода: участки в конце спусков и вначале подъемов, колеи в асфальте, внешние радиусы долгих пологих поворотов. Если взять соотношение числа таких вот вероятных ледовых участков к числу остальных, редко покрытых льдом, то соотношение будет далеко не в пользу льда.

К тому же, гораздо чаще ледовые участки покрыты слоем снега или же при интенсивном трафике лед превращается сначала в снежно-ледовую кашу, а потом и вовсе разносится по сторонам, оставляя накатанные до асфальта колеи. И здесь уже на первый план выходит возможность протектора отводить снежную кашу из-под пятна контакта. Ведь для того, чтобы шип эффективно сработал, он должен плотно прилегать к поверхности. При недостаточном зацеплении колесо просто «сорвет» шип, и эффективность будет около 0. Возможность отвести снег из-под колеса зависит не только от производителя шины и строения самих канавок протектора, но и от соотношения массы автомобиля и ширины шины. Чем меньше автомобиль весит, тем уже должна быть шина, чтобы удельное давление на поверхность было большим. Поэтому, не стоит возлагать слишком уж много надежд на шипы при езде по дорогам общего пользования, лучше подстраховаться и сбросить скорость на опасном участке. При этом, разница между шипованной и нешипованной резиной практически стирается.

Нешипованная резина лучше ведет себя на асфальте, особенно мокром.

Все прекрасно понимают, что сцепление резины с асфальтом надежнее, чем резины с асфальтом через прослойку металла. Но присмотритесь к асфальту или даже проведите рукой. Разве он такой же гладкий, как лед? На нем полно шероховатостей, небольших выбоинок. Хоть на вид шероховатости и не такие большие, их во многом хватает, чтобы «спрятать» шип и позволить резине «достать до асфальта». Этому же способствует жесткость асфальта и относительная мягкость резины — под давлением шип немного смещается вглубь колеса. Не «убирается совсем», как обещают в рекламе, а именно немного смещается. Однако, это все работает в положительную сторону при образовании пятна контакта. Поэтому на асфальте, даже слегка влажном, шипованная шина отстает от нешиповки не так уж и сильно. Однако, чем более мокрая дорога, тем сильнее становится заметна разница между шиповкой и нешиповкой в пользу последней, особенно при резких замедлениях или резких маневрах. И эта разница увеличивается прямо пропорционально количеству воды на дороге. У шипованной резины тормозной путь, пролегающий по лужам, будет больше тормозного пути нешиповки в тех же условиях. А уж торможение юзом шиповка на асфальте не приемлет так же, как и нешиповка на льду.

Шипованная резина более шумная.

Все мы слышали хруст и скрежет, издаваемый шипами по асфальту. Но не стоит обольщаться на счет нешиповки. Эта резина издает низкочастотный гул, который далеко не всегда гасится в недрах звукоизоляции. А на снегу шипы перестают «цокать», и по уровню шума шиповка вплотную приближается к нешиповке. К сожалению, перед покупкой шин на них не получится прокатиться, поэтому не пренебрегайте возможностью проехаться с переобутым на зиму другом, чтобы оценить акустический комфорт. И это не такая уж и мелочь — неприятный шум отвлекает, повышает усталость, увеличивает раздражение, а значит, снижает безопасность.

Шипованная резина более требовательна в плане хранения и обслуживания.

Здесь сложно возразить: уже сама по себе более сложная конструкция шины с шипом накладывает свои ограничения. Ее рекомендуется использовать только на той стороне машины, на которую поставили «с рождения», иначе шип, притертый под одним углом, будет менять свой угол, что негативно скажется на его посадочном гнезде. А значит, вероятность выпадения шипа возрастает. Вообще, выпадение шипов — это реальная проблема. Ведь шипованная резина, потерявшая свои шипы, не становится автоматически хорошей нешиповкой. Она остается зимней резиной, не дубеющей, способной отвести снег из-под пятна контакта, но в сложных условиях, где нешипованное колесо будет еще держать дорогу, «лысая» шиповка будет пасовать. Поэтому владельцы нешипованной резины должны следить за ее общим состоянием и за глубиной протектора, а владельцы шипованных экземпляров ко всему этому еще и за количеством шипов и равномерностью их выпадения. Когда шипы с одной стороны выпали, а с другой их осталось немало, то это уже реальная угроза безопасности.

Что же лучше: шиповка или нешиповка?

На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Каждый должен сам для себя ответить на него исходя из своего стиля вождения, частоты и «ареала обитания». Для кого-то тишина и комфорт будут более важным фактором, а кто-то и зимой не может отказать себе в удовольствии пройти поворот «на грани». Поэтому самая лучшая зимняя резина — это трезвая голова водителя, которая здраво оценивает дорожные условия, возможности автомобиля и собственные возможности. Тогда движение на любых шинах будет безопасным.

Tags: ,

Читать 8 комментов или Оставить свой комментарий
Comments
a_glad From: a_glad Date: November 6th, 2009 07:21 am (UTC) (Link)
Ее рекомендуется использовать только на той стороне машины, на которую поставили «с рождения»
По-моему, сейчас большинство хороших зимних шин -- направленные, их в принипе нельзя ставить на "неправильную" сторону.
minimagz From: minimagz Date: November 6th, 2009 07:32 am (UTC) (Link)
Еще пока не всегда, но тенденция есть, согласен. Некоторые шины имеют внешнюю и внутреннюю сторону, которые отмечаются соответствующими надписями. Их можно ставить на любую сторону, лишь бы сбортированы были правильно.

Посмотрел на свои - моя нешиповка имеет направление вращения. А вот такие же шины, но предыдущего поколения имели только "inside" и "outside".
smival From: smival Date: November 16th, 2009 11:13 am (UTC) (Link)
не ставлю шип

- из-за его шумности, комфорт прежде всего
- по правилам еще нужно букву Ш лепить, мне это очень не нравится.
- если вы выехали на откровенный лёд даже на средней скорости движения по городу, то шип не шип а машину может повести...в общем в условиях города шип отпадает (для меня) в виду его вышеуказанных минусов.
minimagz From: minimagz Date: November 16th, 2009 11:18 am (UTC) (Link)
О! Спасибо, что напомнили про наклейку "ш" - мало того, что ее надо налепить зимой, так летом-то надо будет отклеивать. А отклеить наклейку не повредив нитей обогрева заднего стекла ой как не просто!
smival From: smival Date: November 16th, 2009 11:21 am (UTC) (Link)
+ тонировка если есть
evgus From: evgus Date: November 18th, 2009 10:06 pm (UTC) (Link)

А зачем отклеивать "Ш"?

Формально:
В ПДД требуется наклейка при шипах.
Отсутствие наклейки при отсутствии шипов в ПДД не требуется:)

По сути:
"Ш" означает - соблюдай увеличенную дистанцию. Это никогда никому не вредило.
minimagz From: minimagz Date: November 20th, 2009 08:58 am (UTC) (Link)

Re: А зачем отклеивать "Ш"?

Затем, что имея наклейку, но не имея шипов Вы вводите в заблуждение всех, кто ее видит, а значит, обманываете. А врать не хорошо. :)
evgus From: evgus Date: November 18th, 2009 10:18 pm (UTC) (Link)

Мой выбо - шипы.

Долго ломал голову, когда делал выбор.

И хоть я и живу в Ростове-на-Дону, где зима не столь лютая и продолжительная, как в среднем в остальной стране, зимой езжу на шипах (и нас таких немалый процент).

Потому, что недостатки шипов при разумной голове оказываются их преимуществами. Совершенно отпадает желание "гонять". Ты знаешь, что на асфальте сцепление не намного лучше, чем на льду. А нарастающий шум проедостерегает - "Больше не разгоняйся!".

А лёд у нас может подкарауливать совершенно неожиданно - даже в бесснежую морозную погоду обязательно на дороге найдётся замерзший (или замерзаюзщий) ручей худого водопровода. И это будет в самый неподходящий момент, на "асфальтовой" скорости, в повороте, и.т.д. Шипы дают гарантию: "сцепление будет невысоким, но без неожиданностей". Как страховка - платишь немного, но постоянно. Так что я за предсказуемость, за шипы.
Читать 8 комментов или Оставить свой комментарий